Выделенная полоса для общественного транспорта

Выделенная полоса для общественного транспорта. Зачем она нужна?

В двадцатых числах декабря этого года президент Узбекистана Ш. М. Мирзиеев посетил один из автобусных парков Ташкенте и в очередной раз указал на недостатки в работе общественного транспорта. Реагируя на это высказывание главы государства, руководство города в очередной раз обязалось срочно разработать ряд первоочередных мер, которые способствовали бы улучшению работы ОТ. Было отмечено, что наряду с другими предпринимаемыми мерами, важную роль для выполнения поставленных задач должна сыграть выделенная полоса для маршрутного городского транспорта.

На некоторых центральных улицах Ташкента буквально через считанные дни стали обустраиваться такие полосы. Причем, работы велись в основном днем и в часы «пик», когда дороги максимально загружены потоками транспорта. Стали образовываться длинные «пробки», что вызвало недовольство многих водителей.

И это свое недовольство они начали высказывать в постах и комментариях в соцсетях. А наиболее радикально настроенные водители личных авто вообще подняли вопрос о том, нужна ли вообще городу эта самая выделенная полоса.

А вот действительно, зачем она нам нужна?

Давайте разбираться.

Содержание
Что такое выделенная полоса («выделенка»). Когда и где она впервые появилась
Какую функцию должна выполнять выделенная полоса
Кому можно, а кому нельзя передвигаться по «выделенке»
Условия, при которых выделенная полоса будет «работать»
Так нужна ли выделенная полоса?

Что такое выделенная полоса («выделенка»). Когда и где она впервые появилась

Выделенная полоса для общественного транспорта – это отведенная полоса движения на дороге (улице), предназначенная для ускорения передвижения маршрутного городского транспорта.

Выделенные полосы или, как еще их называют, автобусные полосы, впервые появились в США в городе Чикаго еще в 40-х годах прошлого столетия. И рассчитаны они были на борьбу с автомобильными «пробками», которые стали следствием охватившего тогда страну «автомобильного бума».

О том, как взаимосвязаны эти два понятия – «пробки» и «выделенная полоса» – я расскажу чуть ниже, в одной из следующих глав.

В Европе выделенные полосы появились немного позже. В 1963 году первая такая выделенная полоса появилась в Гамбурге (Германия). А уже в 1974 году обладателями «выделенок» стали более ста городов.

Какие функции должна выполнять выделенная полоса

Основная функция автобусной полосы заключается в том, чтобы обеспечить приоритет на дороге маршрутному городскому транспорту (общественному транспорту) перед остальными участниками движения.

Как уже было сказано выше, в связи с прокатившейся по всему миру волной всеобщей автомобилизации, в больших городах образовываются огромные автомобильные «пробки». И в этих «пробках», состоящих в большинстве своем из частных автомобилей, «вязнет» и городской общественный транспорт – автобусы, троллейбусы и даже трамваи. А, как известно, именно этими видами транспорта ежедневно пользуются сотни тысяч горожан.

И, как следствие – срываются графики работы ОТ, резко увеличиваются интервалы движения. Люди не могут вовремя попасть на работу, на учебу, по каким-то другим своим делам.

Специалисты решили, что в такой ситуации именно выделенная полоса должна исправить это ненормальное положение. Именно благодаря ей городской маршрутный транспорт должен двигаться быстрее, чем остальные участники движения. И не зависеть от заторов на дороге.

Но есть еще одна, не менее важная функция, которую предназначена выполнять автобусная полоса. Она должна мотивировать водителей, сидящих за рулем частных машин, пересесть в общественный транспорт.

Ведь чем больше владельцев частных автомобилей предпочтут передвигаться в общественном транспорте, тем меньше машин будет на дорогах. И, соответственно, вероятность образования «пробок» значительно уменьшится. Да и экологическая обстановка от этого только улучшится.

О том, как решить эту трудновыполнимую задачу, пойдет речь ниже.

Однако, прежде давайте определимся, кто может пользоваться выделенной полосой, а кто нет.

Кому можно, а кому нельзя передвигаться по «выделенке»

Сразу оговорюсь, что я не буду один в один копировать Правила дорожного движения. Изложу их в своей интерпретации, максимально близкой к ним.

И еще. За основу я взял ПДД Российской Федерации, т. к. в Правилах Республики Узбекистан эта тема освещена слишком скудно.

Для начала разберемся с тем, как обозначается выделенная полоса на дороге.

1) Дорожная разметка и дорожные знаки

Автобусная полоса обособлена от остальной проезжей части дороги специальной разметкой на всем ее протяжении. Кроме того, эту полосу обозначают буквой A на самом полотне дороге.

А места для остановок общественного транспорта выделяются зигзагом желтого цвета.

На наличие «выделенки» указывает также знак 5.14 над дорожным полотном. Его действие заканчивается или на пересечении с ближайшим перекрестком или при наличии знака 5.14.1, который обозначает конец выделенной полосы.

2) Разрешения и запреты движения по выделенной полосе

По выделенной полосе могут передвигаться следующие транспортные средства:

  • Маршрутные автобусы и электробусы;
  • Троллейбусы;
  • Маршрутные такси;
  • Легковые такси, но при наличии лицензии, соответствующей раскраски и счетчика-таксометра.

Кроме того, автобусной полосой при необходимости могут пользоваться экстренные службы: скорая медицинская помощь, полиция (милиция), пожарная охрана. Но в этом случае транспортные средства, принадлежащие этим службам, должны включить звуковой сигнал и проблесковые маяки.

Всем остальным видам транспорта заезд на выделенную полосу и, тем более, парковка на ней запрещены.

Но есть и исключение.

Выезжать на автобусную полосу могут все без исключения только тогда, когда она отделена от остальной проезжей части прерывистой линией дорожной разметки. Но и то ненадолго. Только для того, чтобы перестроиться для поворота направо или для высадки пассажира. И только с условием, что этот маневр не будет помехой для движения общественного транспорта.

При наличии же сплошной полосы или, тем более, знака «Въезд запрещен» (3.1.) пользоваться «выделенкой» имеют право только маршрутные транспортные средства.

И еще. Общественный транспорт может двигаться не только по «своей» полосе, но и пользоваться без ограничений и соседними полосами, предназначенных для остальных участников движения.

Условия, при которых выделенная полоса будет «работать»

Как уже было сказано выше, «выделенка» должна выполнять две основные функции:

  1. Обеспечение быстрого и беспрепятственного передвижение общественного транспорта по городу вне зависимости от дорожной обстановки.
  2. Мотивация  водителей частных автомобилей пересесть в общественный транспорт.

Что касается первого пункта, то в Ташкенте уже были попытки организовать выделенные полосы. Но все оно оказались безуспешными. И главным препятствием явилось игнорирование водителями автомобилей требования не выезжать на выделенную полосу. По ней передвигались все, кому не лень, а на ее правой стороне были припаркованы сотни машин. И никому не было до этого дела – никакого видеонаблюдения, никаких штрафов, никаких эвакуаторов! Все было пущено на самотек.

Сейчас же за это дело решили взяться более серьезно, даже временно физически отделили «выделенку» лентой, натянутой между конусами.

Кроме того, обязали снабдить маршрутные автобусы видеорегистраторами для фиксации нарушений запрета выезда на полосу для других видов транспорта, определились со штрафами. Кстати, штраф за выезд на выделенную полосу предусмотрен в размере 150 000 сум (1/2 БРВ). А за нарушение правил остановки на ней – 600 000 сум (2 БРВ). Не знаю, получится ли что-то на этот раз.

Что касается второго пункта, то здесь раскладка такая.

Для того, чтобы автолюбители предпочитали бы передвигаться по городу не на своих авто, а на общественном транспорте, необходимо, чтобы он обладал следующими качествами:

  1. Скорость. Человек должен быть уверен, что он доедет до места назначения так же, а может быть и быстрее, чем на своей машине.
  2. Предсказуемость. Люди должны наверняка знать, что нужный им транспорт обязательно должен прибыть на остановку в строго определенное время.
  3. Комфорт. Салон транспортного средства должен быть чистым, хорошо освещенным, теплым в зимний мороз и прохладным в летнюю жару, без посторонних запахов. И, желательно, чтобы имелись USB-разъемы для зарядки смартфонов и бесплатный Wi-Fi.
  4. Экономическая выгода. Поездка человека на общественном транспорте должна обходиться заметно дешевле, чем на собственном автомобиле.

Так нужна ли выделенная полоса?

Ответ на вопрос, обозначенный в заголовке этой главы однозначный – «выделенка» нужна обязательно! И чем эффективнее она будет «работать», тем большее количество людей будет пользоваться услугами общественного транспорта. И это пойдет только на пользу нашему городу!

И поменьше слушать тех, кто занимается популизмом, кто вечно чем-то недоволен, кто постоянно все ругает, не предлагая взамен ничего дельного!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Top