Нужно ли прогревать двигатель машины зимой? Транспорт и не только

Нужно ли прогревать двигатель машины зимой?

Споры о том, необходимо ли прогревать двигатель машины зимой, появились сравнительно недавно. А именно – с появлением на наших дорогах иномарок с современными инжекторными моторами.

Сторонники прогрева пытаются привести свои аргументы и доводы в пользу своей правоты. А их оппоненты – свои.

Так кто же их них прав?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, давайте-ка рассмотрим вместе, какие аргументы в пользу своей теории приводит та и другая сторона.

Содержание
Аргументы сторонников «за прогрев»
Аргументы сторонников «против прогрева»
В поисках истины
Заключение

Аргументы сторонников «за прогрев»

Источник фото: Яндекс Картинки

В начале – небольшой экскурс в историю.

Теория о том, что нужно обязательно прогревать двигатель машины зимой, появилась еще давно. Еще задолго до того, когда на наших дорогах появились автомобили с инжекторными моторами.

На все легковые автомобили тогда устанавливались двигатели с карбюратором. И во всех Инструкциях по эксплуатации того времени предписывалось, что прежде, чем тронуться с места, надо предварительно прогреть движок до определенной температуры. Охлаждающая жидкость должна нагреться до 40-45℃. А на это уйдет 10-15, а то и все 20 минут.

Практически это осуществлялось следующим образом.

Сразу после того, как мотор завелся, водитель «вытягивает» рычажок, так называемого, «подсоса» который находится на панели приборов. Это устройство частично перекрывает доступ воздуха в карбюратор. В цилиндры поступает более обогащенная бензином горючая смесь.

Вследствие этого интенсивность сгорания ее увеличивается, и мотор быстрее прогревается. Как только обороты двигателя стабилизируются, рычажок «подсоса» вручную необходимо возвратить в свое исходное положение. И только после этого можно начинать движение.

Сторонники прогрева двигателя зимой, в качестве основных своих аргументов приводят следующие доводы:

1) Если двигатель в неработающем состоянии находится в сильный мороз какое-то длительное время (допустим, целую ночь), то под действием низких температур у него нарушаются технологические зазоры.

И, как следствие, поршень, например, при резком нагревании под нагрузкой без предварительного прогрева, может увеличиться в диаметре настолько, что начнет тереться о внутренние стенки гильзы. Это может способствовать появлению на них задиров. А причина – разность температурного теплового расширения алюминия (поршень) и чугуна (гильза).

2) Моторное масло, находящееся в картере давно не работающего двигателя, при низкой температуре зимой заметно загустевает. Его вязкость увеличивается.

И если в этот момент дать движку сильную нагрузку без предварительного постепенного прогрева, то масляный насос не сможет быстро «протолкнуть» слишком густое масло ко всем трущимся сопрягаемым деталям. Какое-то время они будут «на сухую» тереться друг о друга, что, в результате, ускорит их износ.

Аргументы сторонников «против прогрева»

Источник фото: Яндекс Картинки

Совсем иначе складывается ситуация с прогревом современных инжекторных двигателей.

Обладатели машин с такими моторами утверждают, что прогревать двигатель зимой совсем не обязательно. И ссылаются при этом на подобные  рекомендации заводов-изготовителей их авто.

Вот, например, выдержка из Руководства по эксплуатации одного из немецких автомобилей:

«Не прогревайте двигатель на месте. По возможности начинайте движение сразу после пуска двигателя. В этом случае двигатель быстрее достигнет рабочей температуры».

В качестве аргументов в пользу своих утверждений они приводят следующие доводы:

1) Современные двигатели изготовлены из намного более высококачественных материалов, чем раньше – в эпоху карбюраторных моторов. Они мало подвержены воздействию на них внешних неблагоприятных факторов. В том числе, и резкого перепада температур окружающего воздуха.

2) Бортовая электроника современного автомобиля сама выберет оптимальный режим подачи горючей смеси в форсунки инжекторного двигателя и уровень ее обогащения.

3) В настоящее время имеется огромный выбор моторных масел, специально адаптированных к работе в ДВС в зимнее время. Можно подобрать масло, которое будет сохранять свои эксплуатационные свойства практически при любой температуре окружающего воздуха.

4) Во многих странах, в том числе и в России (пункт 17,2 ПДД РФ), не разрешена стоянка больше 5 минут механических транспортных средств с работающим двигателем. Это объясняется в большей степени заботой о чистоте окружающей среды. Ведь всем давно уже известно, что работающий движок даже на малых оборотах выбрасывает в атмосферу огромное количество вредных веществ.

В поисках истины

Так нужно ли прогревать двигатель машины зимой?

Если это касается старых карбюраторных моторов, то да, предварительный прогрев, перед тем, как тронутся с места, просто необходим. Причем, по полной программе.

А вот с современными инжекторными двигателями дела обстоят немного сложнее. И современные высокотехнологичные материалы, из которых они изготовлены, и новые высококачественные моторные масла – все это говорит в пользу отказа от предварительного прогрева. Как говорится – сел, и поехал!

Все это, конечно, здо́рово, но законы физики еще никто не отменял. Как бы ни были хороши материалы, из которых изготовлены детали современного двигателя, при резком перепаде температуры они все-таки будут менять свои физические параметры.

Да и, даже идеальному моторному маслу в сильный мороз необходимо какое-то, пусть минимальное, время, чтобы «добраться» после запуска движка ко всем трущимся его деталям.

И в связи с этим, владельцам авто с современными инжекторными двигателями хочется дать несколько полезных советов:

  • Предварительный прогрев двигателя все-таки стоит делать. В зависимости от температуры окружающего воздуха, он должен длиться от 2 до 5 минут.
  • Минуты через две, после того как вы завели мотор, включите печку. Это необходимо сделать для того, чтобы «разморозить» лобовое стекло, если оно замерзло (или предотвратить замерзание от перепада температур) и заодно прогреть салон.
  • Автомобиль с АКПП стоит прогревать чуть дольше, чтобы трансмиссионное масло, залитое в нее, обрело свои нормальные эксплуатационные свойства. А чтобы этот процесс ускорить, нажмите на тормоз и переведите на некоторое короткое время селектор переключение коробки в положение «D» (Drive).
  • Турбированный двигатель следует прогревать несколько дольше, чем обычный «атмосферник». Это объясняется тем, что при резком колебании температур, турбина начинает быстрее изнашиваться.
  • Движение надо начинать на первой скорости и на малых оборотах – примерно 1800-2000 об/мин. Затем, после достижения температуры охлаждающей жидкости 80-90℃ обороты можно постепенно увеличить.

Заключение

Так каков же будет мой ответ на вопрос о том, нужно ли прогревать двигатель машины зимой?

А ответ мой будет таков – однозначно нужно! Причем, это относится как к автомобилям с карбюраторным двигателем, так и с современным инжекторным.

А вот в чем заключается разница в способах и режимах прогрева того или иного авто, вы, надеюсь, узнали, прочитав эту статью.

Удачи на зимних дорогах!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top