Наверное, многим автомобилистам до боли знакома такая картина. Утром, как обычно, вы выходите из дома и садитесь в свой автомобиль, чтобы ехать на работу. Вставляете ключ в замок зажигания, пытаетесь завести машину, а она не заводится. Стартер или совсем не проворачивает маховик двигателя, или проворачивает, но недостаточно интенсивно для того, чтобы завести мотор.
И одной из главных причин такой неприятности может быть недостаточный уровень заряда аккумулятора.
Хорошо, если в багажнике вашего автомобиля имеется, предусмотрительно уложенное туда для таких случаев, пуско-зарядное устройство (ПЗУ). А что же делать, если его нет, а ехать срочно надо?
Тогда остается два наиболее подходящих варианта: завести машину «с толкача» или на буксире, или «прикурить» ее от другого автомобиля.
Первый вариант не всегда приемлем, особенно если ваш автомобиль имеет автоматическую коробку перемены передач (АКПП).
А вот второй вариант, когда есть возможность и необходимость прикурить автомобиль от другой машины, мы ниже рассмотрим поподробнее.
Определяемся с терминами
Эта статья в большей степени предназначена для начинающих автолюбителей, в том числе и для представительниц прекрасного пола. Поэтому для того, чтобы ее содержание было более-менее понятно этим людям, определимся для начала с терминами.
Прикурить автомобиль – это попытка завести двигатель машины с разряженным аккумулятором при помощи нормально заряженной исправной аккумуляторной батареи другого автомобиля. Это можно осуществить, воспользовавшись специально предназначенными для этой цели пусковыми проводами.
Аккумулятор-донор – это аккумуляторная батарея, заряженная до нормального уровня, с помощью которой будет происходить процесс прикуривания. Она установлена на том автомобиле, с владельцем которой договариваются о помощи.
Аккумулятор-реципиент – это разряженная аккумуляторная батарея того автомобиля, двигатель которого нужно завести.
Основные требования к пусковым проводам для прикуривания
Для того, чтобы процесс прикуривания осуществился успешно и не преподнес вам неприятных сюрпризов в виде сгоревшей электрики или электроники, необходимо, прежде всего, правильно подобрать пусковые провода для этой цели. И это совсем не мелочь, как это кажется на первый взгляд.
Они должны соответствовать следующим условиям:
- Токопроводящие жилы, спрятанные под изоляционным слоем, должны быть изготовлены из меди. Она имеет низкое сопротивление току и, исходя из этого, провода не будут сильно нагреваться и потеря напряжения в них будет минимальной;
- Площадь сечения рабочей части (медных жил) пускового провода должна быть не менее 16 мм2;
- Пусковой провод должен выдерживать ток минимум 200 А, а лучше 300-400 а;
- Оптимальная длина провода должна быть 3-4 метра. Можно подобрать провод и большей длины. Но, как известно, чем длиннее провод, тем больше сопротивление и потери напряжения;
- Изоляционный материал провода должен быть прочным и гибким и не терять этих свойств даже при сильном морозе;
- «Крокодилы», имеющиеся на концах проводов и предназначенные для крепления их к клеммам аккумулятора, должны быть изготовлены из меди. А их соединение с проводами должно быть осуществлено методом пайки. Кроме того, они должны плотно прилегать к клеммам аккумулятора и иметь крепкий их захват.
О том, какие пусковые провода лучше выбрать, вы узнаете, перейдя по этой ссылке.
Последовательность осуществления процесса прикуривания
Прежде, чем приступить к подробному пошаговому описанию процесса прикуривания, необходимо сказать пару слов вот о чем.
Существуют два варианта техники прикуривания – в зависимости от того, чего мы хотим добиться:
1) Вариант №1 – это когда с помощью прикуривания разряженный аккумулятор-реципиент просто заряжается до необходимого уровня с помощью аккумулятора-донора. И как результат – автомобиль с подзаряженным таким образом аккумулятором без особых проблем начинает заводиться без посторонней помощи.
2) Вариант №2 – это тот случай, когда аккумулятор-донор непосредственно участвует в процессе запуска двигателя автомобиля с разряженным аккумулятором. Именно с его помощью раскручивается стартер, чтобы мотор завелся.
Теперь подробнее о процессе прикуривания, применительно к каждому из вариантов, описанных выше.
1) Вариант №1. Пошаговая инструкция
- Подогнать автомобили как можно ближе друг к другу;
- С помощью силового провода (обычно красного) соединить клемму со знаком «+» аккумулятора-донора с клеммой, тоже со знаком «+», аккумулятора-реципиента;
- Проверить плотность прилегания «крокодилов» силового провода к плюсовым клеммам;
- Аналогично с помощью второго силового провода (обычно черного), входящего в комплект для прикуривания, соединить клемму со знаком «−» аккумулятора-донора с клеммой со знаком «−» аккумулятора-реципиента;
- Проверить плотность прилегания зажимов к минусовым клеммам;
- Завести двигатель автомобиля, на котором установлен аккумулятор-донор и дать ему поработать в течение 20-30 минут. Это необходимо сделать для того, чтобы нормально подзарядить разряженный аккумулятор-реципиент;
- Отсоединить силовые провода в обратной последовательности;
- Попытаться завести двигатель автомобиля, на котором установлен аккумулятор-реципиент, с помощью своей же, но уже подзаряженной аккумуляторной батареи.
2) Вариант №2. Пошаговая инструкция
- Как и в предыдущем варианте, в этом случае тоже необходимо подогнать автомобили как можно ближе друг к другу;
- Красным силовым проводом из специального комплекта соединить клемму со знаком «+» аккумулятора-донора с аналогичной клеммой со знаком «+» разряженного аккумулятора-реципиента;
- Далее, один конец второго (черного) провода необходимо закрепить на клемме со знаком «−» аккумулятора-донора, а другой конец – на двигателе автомобиля с разряженным аккумулятором. И, желательно, поближе к стартеру;
- Обязательно выключить зажигание автомобиля, в котором находится аккумулятор-донор во избежание вывода из строя его электрической и электронной систем в результате резкого скачка силы тока в момент прикуривания;
- Произвести попытку запуска двигателя автомобиля с проблемным аккумулятором;
- После того, как мотор завелся, необходимо дать ему поработать минут 10-15 для того, чтобы подзарядить разряженный аккумулятор;
- Заглушить двигатель и очень аккуратно отсоединить провода в обратной последовательности – сначала «минусовой», а потом «плюсовой».
Условия, необходимые для нормального осуществления процесса прикуривания
Чтобы правильно прикурить автомобиль, кроме тех действий, которые были описаны выше, необходимо, чтобы были соблюдены еще несколько очень важных условий:
- Емкость аккумулятора-донора должна быть такой же или больше, чем емкость аккумулятора-реципиента;
- Выходное напряжение на клеммах обоих аккумуляторов должно быть одинаковым. Не допускается, если напряжение донора будет 24 вольта (автомобили с дизельными двигателями), а напряжение реципиента – 12 вольт;
- Аккумулятор-реципиент не должен иметь явных дефектов – трещин, выщербленных или деформированных поверхностей. Иначе в процессе прикуривания он может просто взорваться. Это в первую очередь касается попытки завести автомобиль, описанной в варианте №2;
- Аккумулятор-донор должен быть в полностью исправном и заряженном состоянии. Иначе впоследствии заводить придется оба автомобиля.
Если все сделано правильно, стартер нормально «раскручивает» коленвал, а автомобиль не заводится, то причины этого следует искать в неисправности его электрооборудования или топливной системы.
И в заключении
Как явствует из этой статьи, для того, чтобы прикурить автомобиль, если он не заводится, не надо обладать какими-то особыми навыками или иметь «семь пядей во лбу». Достаточно хорошо изучить те рекомендации, которые здесь описаны и четко следовать им.
Удачи на дорогах!