Люди, по достоинству оценившие преимущества авто, работающего на солярке, не хотят уже с ним расставаться ни при каких обстоятельствах. Однако, с наступлением холодов многие из них задаются вопросом – а как правильно эксплуатировать автомобиль с дизельным двигателем зимой?
И это отнюдь далеко не праздный вопрос. Ведь автомобиль с дизельным двигателем, в сравнении с бензиновым, имеет свои особенности эксплуатации.
Ниже я постараюсь вкратце рассказать о том, каковы эти особенности. Какие в связи с ними могут возникнуть проблемы зимой и как их можно решить.
Но все по порядку. И начну с азов.
Различия между бензиновым и дизельным двигателями
И бензиновый, и дизельный силовые агрегаты относятся к двигателям внутреннего сгорания (ДВС). Тепловая энергия, получаемая в результате сгорания топлива внутри цилиндра, преобразуется и там, и там в механическую.
Однако сам процесс приготовления горючей смеси и способ ее воспламенения у этих двигателей происходит по-разному:
- В бензиновом двигателе топливо (бензин) предварительно смешивается с воздухом. Затем эта смесь подается в цилиндр, где с помощью поршня сжимается и поджигается свечой зажигания.
- В дизельном двигателе топливо (дизтопливо) впрыскивается в предварительно сильно сжатый поршнем воздух с помощью специальной форсунки. Под воздействием огромного давления в цилиндре, полученная таким образом горючая смесь самовоспламеняется без всякого предварительного поджига.
КПД дизельного двигателя заметно выше, чем бензинового. Поэтому гораздо большая часть тепла, выделяемая при сгорании топлива, преобразуется у него в полезную механическую энергию, а не расходуется на нагревание деталей и окружающего воздуха.
Дизельный двигатель на 25-30% экономней, чем его бензиновый «собрат». Да и дизельное топливо до недавнего времени было дешевле, чем бензин.
Кроме того, дизель, по сравнению с бензиновым движком, имеет хорошую тяговитость на низких оборотах, что особенно важно для внедорожников.
И еще одно достоинство. Если даже в машине «сядет» аккумулятор или выйдет их строя электрическая система, двигатель все равно можно будет завести «с толкача», так как он не нуждается в электрических свечах зажигания.
Но так же, как и бензиновый двигатель, он имеет и свои недостатки. И особенно ощутимо они проявляются с наступлением зимних холодов.
Основные проблемы автомобиля с дизельным двигателем зимой
1. Качество топлива
Это, пожалуй, самый «больной» вопрос для дизеля. Если бензиновый двигатель зимой будет работать на бензине практически любого качества, то с дизельным двигателем этот номер не пройдет.
Дело в том, что существует три вида дизельного топлива – летнее, зимнее и арктическое. Летнее (ДТЛ) рассчитано на работу в двигателе, когда температура окружающей среды выше 0℃. Зимнее (ДТЗ) – когда температура на улице от -20℃ до -30℃. Арктическое (ДТА) – до -55℃.
Если в сильный мороз машину заправить соляркой, которая предназначена для работы двигателя в теплое время года, то она вскоре помутнеет и превратится в гелеобразную массу. Эта масса забьет парафиновыми нитями топливные фильтры, и солярка перестанет поступать в насос высокого давления (ТНВД). Двигатель, естественно, не заведется.
2. Состояние фильтров
Автомобиль с дизельным двигателем в зимний мороз не будет нормально работать, если его топливный и воздушный фильтры не будут содержаться в надлежащем, чистом состоянии.
Что это значит?
Как уже было сказано чуть выше, если ячейки топливного фильтра будут забиты парафиновыми нитями, да и просто грязью, двигатель не заведется, или просто не будет нормально работать. Топливо просто не будет проходить через фильтр дальше в систему.
То же самое и с воздушным фильтром. Для нормальной работы дизельного двигателя требуется очень много воздуха. А в том случае, когда воздушный фильтр будет забит пылью, грязью, снегом или льдом, двигатель не будет его получать в достаточном объеме. И из-за нехватки воздуха форсунки будут быстро засоряться, двигатель начнет сильно дымить и не будет развивать полную мощность.
3. Исправность свечей накаливания
Сразу сделаю оговорку – свеча накаливания в дизельном двигателе совсем не то же самое, что свеча зажигания в бензиновом.
В бензиновом моторе свеча зажигания служит для поджига горючей смеси в цилиндре. В дизеле же свеча накаливания предназначена для того, чтобы прогреть камеру сгорания изнутри. Это делается для того, чтобы топливная смесь более эффективно воспламенялась. Но она не предназначена для поджига этой смеси.
Если даже одна свеча накаливания выйдет из строя, то двигатель «на холодную» может и не завестись.
4. Исправность аккумулятора
Чтобы автомобиль с дизельным двигателем мог без проблем заводиться зимой, особое внимание следует уделять исправности и состоянию аккумуляторной батареи.
Известно, что степень сжатия в цилиндрах дизельного мотора намного выше, чем у бензинового. Следовательно, чтобы завести его, понадобится гораздо большее усилие. Особенно ощутимо это проявляется зимой.
И если аккумулятор неисправен или не до конца заряжен, то его мощности может и не хватить для того, чтобы завести двигатель.
5. Качество моторного масла
Дизельные двигатели, особенно турбодизели, очень чувствительны к качеству моторного масла. И в связи с этим, правильно подобранное по сезону масло и его своевременная замена играют огромную роль в сохранении нормальной работоспособности мотора.
Особенно актуально это становится зимой. Вязкость масла должна подбираться, исходя из показаний температуры окружающего воздуха. Кроме того, надо учесть и то, что в дизельном топливе содержится достаточно много серы. А сера быстро старит моторное масло.
Значит, надо почаще менять моторное масло. И, заодно, в обязательном порядке, и масляный фильтр.
6. Прогрев салона
Наверняка некоторые автолюбители слыхали о том, что хорошо прогреть автомобиль с дизельным двигателем зимой намного проблематичней, чем с бензиновым. Я имею ввиду в первую очередь салон автомобиля.
А причина этого заключается в следующем. Как уже упоминалось выше, КПД дизеля намного выше, чем у бензинового движка. И большинство образовавшейся в результате сгорания топлива тепловой энергии переходит в полезную механическую.
Оставшейся тепловой энергии явно недостаточно для того, чтобы хорошо прогреть сам двигатель, а через систему отопления, и салон автомобиля.
В следующей главе я очень кратко расскажу, каким образом можно решить проблемы, описанные выше.
Пути решения возникших проблем
Прежде всего, еще до наступления зимних холодов, необходимо провести общую подготовку своего автомобиля к зиме. О том, как это лучше сделать, вы можете узнать, прочтя вот эту мою статью.
А теперь перейдем к решению наших проблем, обозначенных в предыдущей главе. И начнем в том же порядке и в той же последовательности.
1. Топливо
Если к моменту наступления зимних холодов в баке еще осталась летняя солярка (ДТЛ), то в нее необходимо добавить специальное средство – антизагуститель. Например, Diesel Winter Care. Это средство не позволит дизельному топливу на морозе превратиться в гель.
Однако следует иметь в виду, что добавлять его следует только тогда, когда солярка еще не загустела. Иначе это средство не поможет.
Затем следует долить дизельное топливо, применение которого рекомендовано при соответствующей температуре окружающего воздуха – дизельное зимнее (ДТЗ) или дизельное арктическое (ДТА).
2. Фильтры
Обязательно поменять топливный и воздушный фильтры. Надо иметь ввиду, что снижение пропускной способности этих фильтров может негативно повлиять на работу дорогостоящей топливной аппаратуры – форсунок и топливного насоса высокого давления (ТНВД).
3. Свечи накаливания
Перед наступлением холодов стоит заменить свечи накаливания. Причем менять желательно сразу комплектом. Так будет надежней.
А замену их надо производить через каждые 50-60 тысяч километров пробега, а при необходимости – и через 20-30 тысяч.
Правильно подобрать свечи накаливания вам поможет эта статья.
4. Аккумулятор
Проверить исправность аккумулятора. Электролит в банках аккумулятора должен быть абсолютно прозрачным. Если он приобрел коричневую окраску и мутный, то велика вероятность того, что в нем посыпались пластины. Такой аккумулятор требует срочной замены.
Плотность электролита в аккумуляторной батарее зимой должна быть в пределах 1, 27-1,28 г/см3. При низкой плотности необходимо долить аккумуляторной кислоты (обычно серной).
5. Моторное масло
Залить в дизельный двигатель моторное масло, которое будет нормально работать при низких температурах в условиях зимы. Для этого существуют специальные зимние или всесезонные масла.
Большое значение имеет его вязкость. Выбирая масло, обратите внимание на то, какая цифра в его маркировке стоит перед буквой «W». Она не должна быть выше цифры 10 по классификации SAE.
Также стоит воздержаться зимой от использования в дизеле минеральных масел. Мотор может просто не завестись.
О том, какое моторное масло следует заливать в дизельный двигатель зимой, вы можете узнать вот здесь.
6. Салон
Для того, чтобы прогреть салон дизельного автомобиля в сильный мороз, можно использовать один из следующих способов:
- Максимально утеплить салон автомашины и подкапотное пространство.
- Закрыть радиатор специальными чехлами или накладками. Это ускоряет прогрев в 2 раза.
- Накрыть двигатель специальным автоодеялом. С ним двигатель, а соответственно, и салон, нагреются гораздо быстрее и будут стабильно держать тепло.
- Установить автономный отопитель. Салон автомобиля при его использовании при температуре окружающего воздуха -10℃ прогреется до приемлемого значения за 10 минут.
Подведем итог
Эксплуатация любого автомобиля зимой представляет определенные сложности. Тем более, если это автомобиль с дизельным двигателем.
В этом случае надо учитывать особенности этого силового агрегата. И быть готовым к тому, что в процессе эксплуатации автомобиля с таким движком могут возникнуть проблемы, не свойственные авто с бензиновым мотором.
Однако не стоит пугаться этого. Внимательно прочитав Инструкцию по эксплуатации своего автомобиля и следуя описанным выше рекомендациям, вы уверенно решите все возникшие проблемы.
Удачи на зимних дорогах!