троллейбус или электробус - что лучше

Что лучше — троллейбус или электробус?

В последнее время на наиболее напряженных маршрутах общественного транспорта в больших городах все чаще появляются электробусы. Этот относительно новый экологически чистый вид транспорта призван заменить автобусы, работающие, в основном, на «солярке» и, естественно, загрязняющие атмосферу своими выхлопными газами. И это понятно. Экология.

Но в некоторых городах электробусами пытаются заменить и всем нам хорошо знакомые троллейбусы. Кстати, тоже экологически чистый вид транспорта.

Так стоит ли менять «шило на мыло»?

И что из них лучше – троллейбус или электробус?

Именно на этот вопрос я и попытаюсь ответить в этой статье.

Но вначале давайте рассмотрим сильные и слабые стороны того и другого вида транспорта.

Содержание
Троллейбус — плюсы и минусы
Электробус — плюсы и минусы
Троллейбус с увеличенным автономным ходом. Идеальный компромисс?
Так что же лучше — троллейбус или электробус?

Троллейбус – плюсы и минусы

Троллейбус ПКТС-6281 «Адмирал». Фото из Яндекс Картинки

Из Википедии

Троллейбус (троллей+бус) – безрельсовое механическое транспортное средство (преимущественно пассажирское, хотя встречаются троллейбусы грузовые и специального назначения) контактного типа. С электрическим приводом, получающее электрический ток от внешнего источника питания (от центральных электрических станций) через двухпроводную контактную сеть с помощью штангового токоприемника и сочетающее в себе как преимущества, так и недостатки трамвая и автобуса.

Не буду подробно останавливаться на описании устройства троллейбуса и его технических характеристик. Сейчас не об этом.

А вот сильные и слабые стороны этого вида транспорта хотя бы вкратце обязательно стоит упомянуть.

Плюсы

  • Троллейбус является экологически чистым видом транспорта – он не загрязняет атмосферу выхлопными газами. Это в настоящее время является основным его преимуществом.
  • Имеет низкий уровень шума. Например, по сравнению с автобусом.
  • Заметно дешевле электробуса.
  • Имеет практически неограниченный запас хода, который зависит только от наличия или отсутствия электроэнергии в контактной сети.
  • Стоимость нового троллейбуса гораздо ниже, чем стоимость электробуса. И гораздо дешевле обходится его ремонт.
  • Нет необходимости устанавливать в зимнее время обогреватели, для работы которых используются нефтепродукты. Такие «печки» устанавливаются в электробусах.

Минусы

  • Ограниченная свобода передвижения. Троллейбус может передвигаться только там, где имеются контактные провода с подключенным к ним электричеством. Это, впрочем, частично не распространяется на троллейбусы с автономным ходом, речь о которых пойдет ниже, в следующей главе.
  • Пониженная скорость на поворотах, т. к. при быстром движении велика вероятность «соскока» штанг с проводов контактной сети.
  • Невозможность обгона одного троллейбуса другим. Для этого необходимо опустить штанги одного из них.
  • Ограниченность маневра при объезде препятствий. Длина штанг не позволяет отклониться от контактной линии более, чем на 4,5 метра.

Электробус – плюсы и минусы

Электробус Камаз-6282. Фото из Яндекс Картинки

Из Википедии

Электробус (электрический автобус) – безрельсовое механическое транспортное средство общего пользования с электрическим приводом, предназначенное для перевозки по дорогам людей по установленному маршруту.

Электроэнергия, необходимая для работы электробуса может либо подаваться непрерывно из внешнего источника, например, с помощью контактных проводов, как в случае троллейбуса. Либо генерироваться на борту, например, топливными элементами. Либо находиться на борту, аккумулированной накопителем.

Для начала вкратце напомню о том, какие бывают электробусы.

Они бывают следующих видов.

  • С быстрой зарядкой. Заряжается в определенных точках маршрута (чаще на конечных остановках).
  • С медленной зарядкой. Заряжается в парке (в гараже).
  • С быстрозаменяемыми тяговыми аккумуляторами. Аккумулятор быстро меняется в специально отведенном для этого боксе, который расположен вблизи маршрута электробуса. Есть еще один интересный способ быстрой замены аккумулятора, когда к электробусу прицепляется прицеп с заряженной батареей. Когда заряда в ней остается недостаточно, прицеп отцепляется и прицепляется другой, со свежей АКБ.
  • С собственным источником подзарядки аккумуляторной батареи. Тяговый аккумулятор заряжается не от внешних источников, а от собственного электрохимического генератора, «топливом» для которого служит водород (см. статью о водоробусах).
  • С подзарядкой тяговой АКБ во время движения. Еще его называют электробусом с динамической подзарядкой. А еще – троллейбусом с увеличенным автономным ходом. Именно о нем я расскажу чуть подробней в следующей главе.

Ну а тем, кто хочет больше и подробнее узнать обо всех вышеперечисленных видах электробуса, я порекомендую ознакомиться вот с этой статьей.

Теперь отметим сильные и слабые стороны электробуса. Причем, за основу возьмем самый распространенный его вид в России (в Москве) – электробус с быстрой зарядкой.

Плюсы

  • Это экологически чистый вид транспорта. Не выделяет в атмосферу вредных веществ.
  • Исключена необходимость монтажа контактных проводов и остальной инфраструктуры, как в случае с троллейбусом.
  • Свобода передвижения. Отпадает необходимость «привязки» к контактной сети.
  • Более высокая, чем у троллейбуса, скорость при совершении маневра – поворота, обгона, объезда препятствия или «пробки».

Минусы

  • Необходимость организации специальной дорогостоящей инфраструктуры. Имеется ввиду монтаж зарядного оборудования на конечных (реже на промежуточных) остановках, подводка электрокабелей и т. д.
  • Ограниченный запас хода. Он зависит от степени зарядки тяговой аккумуляторной батареи. Обычно максимальный пробег электробуса с быстрой зарядкой на полностью заряженной батарее составляет 50-70 километров. Потом ее опять надо заряжать в течении 15-20 минут.
  • Увеличенный по сравнению с троллейбусом вес «благодаря» тяжелой тяговой батарее.
  • Необходимость применения в холодное время года обогревателей салона, работающих на углеводородном топливе (бензин, солярка). А это не лучшим образом сказывается на экологии.
  • Заметное уменьшение запаса хода в зимние холода. Это объясняется более интенсивным разрядом АКБ в мороз.
  • Проблемы с утилизацией аккумуляторной батареи. Примерно берез 5-7 лет интенсивной эксплуатации изношенный аккумулятор придется менять на новый. Старый аккумулятор, тем более такого размера, нельзя просто так взять и выбросить. Необходим довольно сложный и дорогостоящий процесс утилизации. Читайте: Куда девать использованный аккумулятор электромобиля

Троллейбус с увеличенным автономным ходом. Идеальный компромисс?

Троллейбус с увеличенным автономным ходом (электробус с динамической подзарядкой) Trolza 5265.08 «Мегаполис». Фото из Яндекс Картинки

Как я и обещал чуть выше, давайте немного подробнее рассмотрим троллейбус с увеличенным автономным ходом.

Почему именно он заслуживает особого внимания?

А все дело в том, что он представляет собой своеобразный «гибрид» троллейбуса и электробуса. Он вобрал в себя положительные качества как того, так и другого. Кстати, у него есть еще одно название — электробус с динамической подзарядкой.

Так какими же «выдающимися» качествами он обладает?

  • При наличии контактной сети он может ехать, как обычный троллейбус, получая электроэнергию от нее через штанги.
  • Таким же способом через троллейбусную контактную сеть прямо во время движения происходит подзарядка тягового аккумулятора. Благодаря этому отпадает необходимость строительства дорогостоящих зарядных станций на маршруте.
  • Исключены неэффективные простои, характерные для «обычный» электробусов, которые возникают вследствие необходимости их подзарядки на стационарных зарядных станциях. А это очень важно для работы на особо напряженных маршрутах.
  • Есть возможность свободно маневрировать и легко объезжать препятствия, как это делают автобусы и «обычные» электробусы.
  • Способность такого троллейбуса преодолевать автономно (только с помощью АКБ, без контакта с электросетью) довольно значительное расстояние – до нескольких десятков километров. Благодаря этому он может передвигаться некоторое время даже по тем улицам, где отсутствуют троллейбусные провода.
  • Обогрев салона такого троллейбуса (электробуса) осуществляется от электричества, без использования «печки», работающей на углеводородном топливе.

Так что же лучше — троллейбус или электробус?

На этот вопрос нет однозначного утвердительного ответа. Но есть некоторые рекомендации.

1. Если в городе уже существует троллейбусная сеть и отлаженная инфраструктура, то лучше оставить троллейбус, а не менять его на электробус, как это было сделано в Москве.

Современные троллейбусы очень технологичны, комфортабельны, быстроходны. Да и внешне выглядят весьма неплохо, хорошо вписываясь в ландшафт города.

Даже если на каких-то улицах по каким-то причинам (например, по эстетическим или техническим соображениям) придется демонтировать провода контактной сети, то это еще совсем не подвод для того, чтобы избавляться на этом участке от «двурогого». Как раз таки именно в этих случаях будет абсолютно уместным выпускать на подобные маршруты упомянутые выше троллейбусы с увеличенным автономным ходом (электробусы с динамической зарядкой).

2. Если же основу городского общественного транспорта безальтернативно составляют автобусы, то, конечно, будет более уместным заменить их в некоторых случаях более экологически чистыми электробусами.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Top