Автобус работает на газе. Не опасно ли это? - Транспорт и не только

Автобус работает на газе. Не опасно ли это?

Люди, которые часто пользуются услугами общественного транспорта, наверняка обратили внимание на то, что им все чаще стали попадаться автобусы, работающие на газе. И, естественно, многие из них начали задавать себе вопрос: «А не опасно ли это – ездить на таком автобусе?».

Вот на него-то я и постараюсь кратко, но, по возможности, объективно, ответить в этой статье.

А чтобы ответ получился более полным и понятным, по ходу повествования затрону еще несколько сопутствующих тем.

Содержание
Зачем автобус переоборудуют на газ?
Какой газ используется в автобусах?
Почему метан?
Положительный пример Узбекистана
Заключение

Зачем автобус переоборудуют на газ?

Естественно, что не просто так на автобусы начали устанавливать газобаллонное оборудование (ГБО).

Вот основные аргументы, которые обычно приводят в пользу использования газа в качестве моторного топлива по сравнению с соляркой или бензином.

  • Экономическая целесообразность.
    Стоимость газа в два с лишним раза ниже, чем стоимость дизельного топлива. А если учесть, что годовой пробег городских автобусов составляет несколько десятков тысяч километров, то экономическая выгода здесь будет особенно заметна.
  • Экологичность.
    Газ (в автобусах это обычно метан) при сгорании в цилиндрах двигателя выделяет гораздо меньше вредных выбросов в атмосферу, чем дизельное топливо или бензин.
  • «Мягкость» работы двигателя.
    Любой ДВС, будь то дизельный или бензиновый, работает на газе гораздо «мягче» и бесшумнее, чем на бензине или солярке.
  • Увеличенный срок службы двигателя.
    Газ сгорает практически полностью, не оставляя нагара на деталях двигателя и не вызывая их коррозию, тем самым увеличивая срок их службы.

Более подробно о преимуществах перехода на газомоторное топливо можно ознакомиться в одной из моих статей, перейдя на нее вот по этой ссылке.

Какой газ используется в автобусах?

В качестве моторного топлива в основном используются два вида газа – пропан (пропан-бутан) и метан.

Пропан-бутан – это смесь в определенных пропорциях пропана и бутана. Представляет собой продукт нефтепереработки, который при давлении 5-6 атм при температуре 20 градусов Цельсия переходит в жидкое состояние.

В России применяется, как моторное топливо, в основном, для легковых автомобилей.

Метан – это горючий газ, который является основным компонентом обычного природного газа, используемого нами для бытовых нужд.

В качестве моторного топлива используется в предварительно сжатом, до 200-250 атмосфер, виде.

Именно этот газ – метан – и выбран в качестве моторного топлива для автобусов.

Почему метан?

  • Метан заметно дешевле пропан-бутана. В момент написания этой статьи стоимость 1л пропан-бутана была 23,5 руб., а стоимость 1м3 метана –17 руб.
  • Этот природный газ чище, чем пропан-бутан и не требует отдельной очистки, фильтрации.
  • Дизельный двигатель, работающий на метане, в холодную погоду заводится гораздо легче, чем тот, топливом для которого служит пропан-бутан.

Но нас в этой статье больше всего интересует, насколько безопасно использование газа в автобусах.

И надо сказать, что и в этом отношении метан оказался наиболее предпочтительным из всех видов моторного топлива. И вот почему:

  • Метан по степени взрывоопасности относится к 4 классу. Бензин – к 3 классу. А пропан-бутан – ко 2 классу. Чем ниже класс, тем выше степень взрывоопасности.
  • Метан намного легче воздуха, поэтому при утечке он быстро улетучивается, не успевая создать критическую взрывоопасную смесь.
  • При аварии более толстостенный метановый баллон ГБО может оказаться более устойчивым к деформации и взрыву, чем относительно тонкостенный пропанбутановый.

Положительный пример Узбекистана

Почему именно Узбекистана?

Ну, во-первых, потому, что сам я живу в Ташкенте. А еще потому, что Узбекистан, как мне кажется, имеет более богатый опыт, чем Россия, по переводу автотранспорта на газ и его дальнейшей эксплуатации на нем.

Вот вам некоторые цифры для сравнения:

  • количество автомобилей в России, работающих на газе, составляло в 2019 году около 370000 единиц;
  • в Узбекистане эта цифра в этом же году приблизилась 800000 единиц.

Большое внимание здесь уделяется правилам безопасной эксплуатации автомобилей с ГБО. А автобусы, работающие на газе, здесь под особым контролем.

Кстати, подавляющее большинство автомобилей с ГБО в Узбекистане, в отличие от России, работает, как и почти все автобусы, на метане. Даже частные легковые автомобили. А в перспективе весь автотранспорт этой страны будет переводиться только на метан.

Для большей информативности и для любителей транспорта ниже выкладываю фотографии основных марок и моделей автобусов, работающих на газе в Ташкенте.

На всех этих автобусах газобаллонное оборудование было установлено изначально на заводе-изготовителе транспортного средства.

На новых машинах, поступающих в распоряжение автобусных парков города, установлено ГБО только последнего, четвертого поколения. С точки зрения пожаро- и взрывобезопасности оно самое надежное.

Кроме того, с 1 февраля 2018 года в стране разрешено пользоваться только ГБО, укомплектованными газовыми баллонами типа СПГ-1. Это цельнометаллические баллоны, изготовленные из легированной углеродистой стали.

Для справки. Баллоны высокого давления с газом для авто делятся на 4 типа:

  • СПГ-1 – цельнометаллические изготовленные из легированной углеродистой стали;
  • СПГ-2 – металлопластиковые со стальным и алюминиевым лайнером;
  • СПГ-3 – металлопластиковые с обмоткой типа «кокон»;
  • СПГ-4 – изготовленные из композитных материалов.

Тем не менее, несмотря на все предпринятые меры по обеспечению пожаро-взрывобезопасности, случаи возгорания и взрывов автобусов, работающих на газе, все-таки случались.

И как позже выяснялось, основными причинами таких чрезвычайных происшествий были:

  • Несоблюдение правил эксплуатации и технического обслуживания газобаллонного оборудования, установленного на автобусе.
  • Установка нелицензионного ГБО в самом начале кампании газификации транспорта.
  • Некачественные газовые баллоны.

Дело в том, что несколько лет назад в Узбекистан завезли партию некачественных баллонов от фирмы «Xebei Beyong». И в результате – ЧП с серьезными последствиями.

Кстати, разговоры о том, что газовые баллоны с метаном могут взорваться от воздействия высокой температуры (баллоны устанавливаются в основном на крыше автобуса и подвержены нагреванию солнечными лучами) – это миф. Так же как и то, что они могут взорваться от резкого удара.

Баллоны взрываются в основном от переизбытка давления и, как я уже упоминал, некачественных или не соответствующих материалов, из которых они изготовлены.

В настоящее время, благодаря многократному усилению контроля за ввозом газобаллонного оборудования, положение с безопасностью эксплуатации автобусов на газе заметно улучшилось.

Думается. что и в России принимаются аналогичные меры для обеспечения максимальной безопасности поездок на автобусах, работающих на газомоторном топливе.

Честно говоря, если проанализировать ЧП с автобусами в Ташкенте за последние 3-4 года, то возгорания «дизельных» автобусов случались гораздо чаще, чем «газовых». Причем горели не какие-то там старые развалюхи, а вполне современные Mercedes Benz O345 Conecto Low floor.

Заключение

Так стоит ли бояться садится в автобус, который работает на газе?

Конечно – нет! Хотя еще несколько лет назад я бы не смог уверенно ответить на этот вопрос.

А сегодня ситуация в корне изменилась. На автобусы начали устанавливать современное качественное сертифицированное газобаллонное оборудование. Да и контроль за его эксплуатацией и регулярным техническим обслуживанием стал намного жестче.

И благодаря всем этим принятым мерам, поездка в автобусе, работающем на газе, становится ничуть не опасней, чем в том, который работает на солярке или бензине.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Top