Люди, которые часто пользуются услугами общественного транспорта, наверняка обратили внимание на то, что им все чаще стали попадаться автобусы, работающие на газе. И, естественно, многие из них начали задавать себе вопрос: «А не опасно ли это – ездить на таком автобусе?».
Вот на него-то я и постараюсь кратко, но, по возможности, объективно, ответить в этой статье.
А чтобы ответ получился более полным и понятным, по ходу повествования затрону еще несколько сопутствующих тем.
Содержание |
Зачем автобус переоборудуют на газ? |
Какой газ используется в автобусах? |
Почему метан? |
Положительный пример Узбекистана |
Заключение |
Зачем автобус переоборудуют на газ?
Естественно, что не просто так на автобусы начали устанавливать газобаллонное оборудование (ГБО).
Вот основные аргументы, которые обычно приводят в пользу использования газа в качестве моторного топлива по сравнению с соляркой или бензином.
- Экономическая целесообразность.
Стоимость газа в два с лишним раза ниже, чем стоимость дизельного топлива. А если учесть, что годовой пробег городских автобусов составляет несколько десятков тысяч километров, то экономическая выгода здесь будет особенно заметна. - Экологичность.
Газ (в автобусах это обычно метан) при сгорании в цилиндрах двигателя выделяет гораздо меньше вредных выбросов в атмосферу, чем дизельное топливо или бензин. - «Мягкость» работы двигателя.
Любой ДВС, будь то дизельный или бензиновый, работает на газе гораздо «мягче» и бесшумнее, чем на бензине или солярке. - Увеличенный срок службы двигателя.
Газ сгорает практически полностью, не оставляя нагара на деталях двигателя и не вызывая их коррозию, тем самым увеличивая срок их службы.
Более подробно о преимуществах перехода на газомоторное топливо можно ознакомиться в одной из моих статей, перейдя на нее вот по этой ссылке.
Какой газ используется в автобусах?
В качестве моторного топлива в основном используются два вида газа – пропан (пропан-бутан) и метан.
Пропан-бутан – это смесь в определенных пропорциях пропана и бутана. Представляет собой продукт нефтепереработки, который при давлении 5-6 атм при температуре 20 градусов Цельсия переходит в жидкое состояние.
В России применяется, как моторное топливо, в основном, для легковых автомобилей.
Метан – это горючий газ, который является основным компонентом обычного природного газа, используемого нами для бытовых нужд.
В качестве моторного топлива используется в предварительно сжатом, до 200-250 атмосфер, виде.
Именно этот газ – метан – и выбран в качестве моторного топлива для автобусов.
Почему метан?
- Метан заметно дешевле пропан-бутана. В момент написания этой статьи стоимость 1л пропан-бутана была 23,5 руб., а стоимость 1м3 метана –17 руб.
- Этот природный газ чище, чем пропан-бутан и не требует отдельной очистки, фильтрации.
- Дизельный двигатель, работающий на метане, в холодную погоду заводится гораздо легче, чем тот, топливом для которого служит пропан-бутан.
Но нас в этой статье больше всего интересует, насколько безопасно использование газа в автобусах.
И надо сказать, что и в этом отношении метан оказался наиболее предпочтительным из всех видов моторного топлива. И вот почему:
- Метан по степени взрывоопасности относится к 4 классу. Бензин – к 3 классу. А пропан-бутан – ко 2 классу. Чем ниже класс, тем выше степень взрывоопасности.
- Метан намного легче воздуха, поэтому при утечке он быстро улетучивается, не успевая создать критическую взрывоопасную смесь.
- При аварии более толстостенный метановый баллон ГБО может оказаться более устойчивым к деформации и взрыву, чем относительно тонкостенный пропанбутановый.
Положительный пример Узбекистана
Почему именно Узбекистана?
Ну, во-первых, потому, что сам я живу в Ташкенте. А еще потому, что Узбекистан, как мне кажется, имеет более богатый опыт, чем Россия, по переводу автотранспорта на газ и его дальнейшей эксплуатации на нем.
Вот вам некоторые цифры для сравнения:
- количество автомобилей в России, работающих на газе, составляло в 2019 году около 370000 единиц;
- в Узбекистане эта цифра в этом же году приблизилась 800000 единиц.
Большое внимание здесь уделяется правилам безопасной эксплуатации автомобилей с ГБО. А автобусы, работающие на газе, здесь под особым контролем.
Кстати, подавляющее большинство автомобилей с ГБО в Узбекистане, в отличие от России, работает, как и почти все автобусы, на метане. Даже частные легковые автомобили. А в перспективе весь автотранспорт этой страны будет переводиться только на метан.
Для большей информативности и для любителей транспорта ниже выкладываю фотографии основных марок и моделей автобусов, работающих на газе в Ташкенте.
На всех этих автобусах газобаллонное оборудование было установлено изначально на заводе-изготовителе транспортного средства.
На новых машинах, поступающих в распоряжение автобусных парков города, установлено ГБО только последнего, четвертого поколения. С точки зрения пожаро- и взрывобезопасности оно самое надежное.
Кроме того, с 1 февраля 2018 года в стране разрешено пользоваться только ГБО, укомплектованными газовыми баллонами типа СПГ-1. Это цельнометаллические баллоны, изготовленные из легированной углеродистой стали.
Для справки. Баллоны высокого давления с газом для авто делятся на 4 типа:
- СПГ-1 – цельнометаллические изготовленные из легированной углеродистой стали;
- СПГ-2 – металлопластиковые со стальным и алюминиевым лайнером;
- СПГ-3 – металлопластиковые с обмоткой типа «кокон»;
- СПГ-4 – изготовленные из композитных материалов.
Тем не менее, несмотря на все предпринятые меры по обеспечению пожаро-взрывобезопасности, случаи возгорания и взрывов автобусов, работающих на газе, все-таки случались.
И как позже выяснялось, основными причинами таких чрезвычайных происшествий были:
- Несоблюдение правил эксплуатации и технического обслуживания газобаллонного оборудования, установленного на автобусе.
- Установка нелицензионного ГБО в самом начале кампании газификации транспорта.
- Некачественные газовые баллоны.
Дело в том, что несколько лет назад в Узбекистан завезли партию некачественных баллонов от фирмы «Xebei Beyong». И в результате – ЧП с серьезными последствиями.
Кстати, разговоры о том, что газовые баллоны с метаном могут взорваться от воздействия высокой температуры (баллоны устанавливаются в основном на крыше автобуса и подвержены нагреванию солнечными лучами) – это миф. Так же как и то, что они могут взорваться от резкого удара.
Баллоны взрываются в основном от переизбытка давления и, как я уже упоминал, некачественных или не соответствующих материалов, из которых они изготовлены.
В настоящее время, благодаря многократному усилению контроля за ввозом газобаллонного оборудования, положение с безопасностью эксплуатации автобусов на газе заметно улучшилось.
Думается. что и в России принимаются аналогичные меры для обеспечения максимальной безопасности поездок на автобусах, работающих на газомоторном топливе.
Честно говоря, если проанализировать ЧП с автобусами в Ташкенте за последние 3-4 года, то возгорания «дизельных» автобусов случались гораздо чаще, чем «газовых». Причем горели не какие-то там старые развалюхи, а вполне современные Mercedes Benz O345 Conecto Low floor.
Заключение
Так стоит ли бояться садится в автобус, который работает на газе?
Конечно – нет! Хотя еще несколько лет назад я бы не смог уверенно ответить на этот вопрос.
А сегодня ситуация в корне изменилась. На автобусы начали устанавливать современное качественное сертифицированное газобаллонное оборудование. Да и контроль за его эксплуатацией и регулярным техническим обслуживанием стал намного жестче.
И благодаря всем этим принятым мерам, поездка в автобусе, работающем на газе, становится ничуть не опасней, чем в том, который работает на солярке или бензине.