В связи с бурным ростом числа жителей в крупных городах нашей планеты, все более остро в свое время начали давать о себе знать проблемы, связанные с транспортом. Автомобилей стало настолько много, что нормально передвигаться по улицам этих городов становилось порой очень проблематично. Люди часто и надолго «зависали» в своих машинах, да и в привычном нам общественном транспорте, в автомобильных «пробках».
Надо было срочно искать какой-то выход из создавшейся ситуации. Конечно, неплохой вариант – это строительство метрополитена. Но в силу своей дороговизны и еще по ряду причин, это далеко не всегда и не везде возможно осуществить.
Тогда специалистами, кроме всего прочего, было предложено еще два эффективных варианта для разгрузки городского трафика. Это строительство линий скоростного автобуса (BRT) и скоростного трамвая (LRT). И эти проекты со временем во многих городах мира были успешно осуществлены. Воспользовавшись этими видами транспорта, люди стали добираться до места своего назначения даже гораздо быстрее, чем на своем автомобиле.
О том, что же собой представляют BRT и LRT я и хочу рассказать в этой статье. А заодно и сравнить, какой же из этих видов транспорта лучше.
Сразу оговорюсь, что статья предназначена не для специалистов, а для обычных любознательных людей, которые хотят побольше узнать об этих видах транспорта.
И, как всегда, я начну с азов.
Содержание |
Что такое метробус (BRT)? |
Что такое скоростной трамвай (LRT)? |
Достоинства и недостатки BRT и LRT |
Что же лучше — BRT или LRT? |
Делаем выводы |
Что такое метробус (BRT)?
Метробус – это система скоростного автобусного транспорта. По-другому ее еще можно назвать просто скоростной автобус или BRT (англ. Bus rapid transit)
В качестве транспортных средств здесь используются как автобусы, так и троллейбусы и электробусы. Причем очень часто преобладает транспорт большой (БВ) и особо большой вместимости (ОБВ), состоящий из двух, и даже трех секций с «гармошкой» посередине.
Ну, а теперь вкратце рассмотрим, чем же отличается метробус от обычных маршрутных городских автобусов и троллейбусов:
Маршруты скоростного автобуса проложены по специально выделенным для них дорожным полосам, пользоваться которыми запрещено другим видам транспорта. Чаще всего они физически отделены от основного транспортного потока;
В большинстве своем выделенные полосы для метробуса проложены посередине улицы. Это сделано для того, чтобы на его пути было меньше помех – велосипедистов, заездов во дворы, остановок обычного общественного транспорта. Это дает возможность двигаться с увеличенной скоростью;
Для увеличения средней скорости, остановки метробуса расположены на большем расстоянии друг от друга, чем остановки обычного городского транспорта – 500-1000 м вместо обычных по норме 300 м;
Остановки скоростного автобуса обычно закрытого типа, имеют турникеты и кассы для оплаты за проезд. Прежде, чем зайти в метробус, необходимо предварительно заплатить за проезд – как в метро.
Более подробно узнать о том, что такое метробус, можно из моей статьи «Нужен ли Ташкенту метробус?«
Что такое скоростной трамвай (LRT)?
Скоростной трамвай – это один из видов легкорельсового транспорта LRT (от англ. Light Rail).
Вообще-то, понятие легкорельсовый транспорт (LRT) довольно широкое. Сюда входит весь общественный городской железнодорожный транспорт, чья нагрузка на рельсы меньше, чем у метрополитена и железной дороги. Но в этой статье речь пойдет именно о скоростном трамвае.
В качестве транспортных единиц здесь в основном используются многосекционные низкопольные трамваи. Желательно, чтобы они были «двухголовыми» (кабины водителя с обоих концов) и имели двухстороннее расположение дверей (справа и слева). Длину таких трамвайных поездов можно менять, в зависимости от пассажиропотока. Это делается путем добавления дополнительных секций.
Различия между скоростным трамваем и обычным заключаются в следующем:
- Маршруты скоростного трамвая максимально обособлены от остального потока транспорта. В большинстве своем они отделены от него. Пересечение этих маршрутов с перпендикулярными магистралями происходит преимущественно на разных уровнях. Хотя допускается и одноуровневые пересечения, но с приоритетным правом проезда скоростного трамвая;
- Средняя скорость скоростного трамвая может достигать 24-30 км/ч. Это довольно много, если учесть, что средняя скорость метрополитена равна 40 км/ч, городского автобуса примерно 18 км/ч, обычного трамвая – 15-16 км/ч;
- Пропускная способность скоростного трамвая почти в два раза выше, чем у обычного – она составляет 25000-30000 чел./ч против 15000;
- Проезд в скоростном трамвае в некоторых странах (например, в Турции) оплачивается на турникете на входе на остановку с помощью специальных транспортных карт или электронных одноразовых билетов.
Более подробно о скоростном трамвае можно узнать из этой статьи.
Достоинства и недостатки BRT и LRT
Ну, а теперь давайте разберемся, чем же хорош или плох каждый из этих видов транспорта относительно друг друга. Отметим их сильные и слабые стороны.
Метробус (BRT)
Достоинства
- Относительно низкие затраты, по сравнению с LRT, на строительство инфраструктуры для скоростного автобуса (метробуса). Эти затраты могут еще в разы уменьшиться, если выделить отдельные полосы для него на уже существующей дорожной инфраструктуре;
- Намного более сжатые сроки строительства и ввода в эксплуатацию линий BRT по сравнению со строительством инфраструктуры для скоростного трамвая;
- Возможность при необходимости легко изменить маршрут. Это можно сделать даже временно. Например, если вдруг на пути основного маршрута появилась необходимость произвести какие-нибудь ремонтные работы;
- Есть возможность работы сразу нескольких маршрутов метробуса на одной выделенной полосе. Но чтобы не возникали очереди из автобусов разных маршрутов, необходимо обустройство отдельных участков для обгона;
- Расстояние между остановками скоростного автобуса может быть заметно меньше, чем между остановками (станциями) скоростного трамвая. Причем эффективность BRT от этого почти не уменьшится. Это особенно удобно для маломобильных групп граждан и людей пожилого возраста, которым тяжело добираться от дома до ближайшей остановки;
- Более низкие эксплуатационные расходы по сравнению с LRT в расчете на 1 пассажиро-километр. Но это касается только маршрутов с низким пассажиропотоком.
Недостатки
- Провозная способность систем BRT значительно ниже, чем LRT. Вместительность метробусов (автобусов, троллейбусов, электробусов) значительно уступает вместительности многосекционных скоростных трамваев;
- Эксплуатационные расходы при больших пассажиропотоках на 1 пассажиро-километр по сравнению с LRT значительно выше;
- Средняя скорость метробусов и уровень их комфорта обычно ниже, чем те же показатели у скоростного трамвая;
- Срок службы автобусов BRT (в среднем 15 лет) в разы меньше, чем срок службы трамваев LRT (до 40 лет и больше).
Скоростной трамвай (LRT)
Достоинства
- Намного бо́льшая, чем у метробуса, провозная способность. За счет увеличения числа секций скоростного трамвая этот показатель можно приблизить к аналогичному показателю метрополитена;
- Составы LRT имеют немного бо́льшую среднюю скорость, чем автобусы BRT;
- Скоростной трамвай более комфортный, чем метробус. У него более просторный салон. В нем больше сидячих мест, а также более плавный разгон и торможение, чем у метробуса. Меньше уровень шума и вибраций;
- Более низкие эксплуатационные расходы на 1 пассажиро-километр, по сравнению с BRT при больших пассажиропотоках;
- Замечено, что при наличии больших пассажиропотоков, вблизи остановок (станций) LRT бурно развивается коммерческий сектор. А это, в свою очередь, влияет на привлекательность близлежащих жилых микрорайонов и увеличение стоимости жилья в них;
- Постройка линий для скоростного трамвая подразумевает более бережное землепользование. Это связано с тем, что двухпутные линии легкорельсового транспорта в ширину занимают меньше места, чем полосы для скоростного автобуса. Тем более, если еще учесть полосу для обгона;
- С точки зрения сохранения экологии, скоростной трамвай является более «чистым», чем метробус;
- Как уже было сказано выше, срок службы поездов LRT в разы больше, чем транспортных единиц системы BRT (автобусов, троллейбусов, электробусов).
Недостатки
- Очень большие, по сравнению с метробусом, первоначальные затраты на строительство инфраструктуры и закупку подвижного состава. Эти затраты будут несколько меньше, если реконструировать уже имеющуюся инфраструктуру обычного трамвая под LRT;
- Высокие эксплуатационные расходы на 1 пассажиро-километр при малых пассажиропотоках. Именно по этой причине строить систему LRT при недостаточных пассажиропотоках нецелесообразно.
- Невозможность более частого устройства остановок на маршруте, т. к. в этом случае скоростной трамвай потеряет свое преимущество. По этой причине ограничена пешеходная доступность станций LRT, особенно для маломобильных и пожилых людей.
Так что же лучше – BRT или LRT?
Однозначно трудно ответить на этот вопрос.
В идеале, если исходить только из сравнения эксплуатационных качеств, лучшим из этих двух видов транспорта является все-таки скоростной трамвай (LRT). Он и намного более вместительный, чем метробус, и более быстрый и комфортный.
К тому же, он очень органично вписывается в городской ландшафт – современный трамвай очень эффектно выглядит! И, что еще немаловажно, на сегодняшний день он является наиболее экологически чистым видом транспорта.
Однако у многих городов далеко не всегда есть финансовая возможность и достаточный пассажиропоток, чтобы создать систему LRT. И тогда наилучший выход для решения вышеупомянутых проблем с транспортом – это строительство и запуск системы BRT (метробуса).
Недаром некоторые специалисты говорят, что метробус (BRT) – это спасение для бедных городов.
Но, как показывает практика, через какое-то время из-за все возрастающего пассажиропотока, некоторые системы BRT начинают плохо справляться со своей задачей по обеспечению быстрой перевозки людей. Метробусы работают на пределе своих возможностей, «на износ». Особенно это заметно в странах Латинской Америки – да и в Турции.
И тогда все чаще возникает вопрос о замене системы BRT на LRT, с соответствующей перереконструкцией одной инфраструктуры на другую. В результате этого вместо скоростных автобусов (метробусов) на линию выходят скоростные трамваи (легкорельсовые поезда).
Большинство же «богатых» стран Запада сегодня сразу отдают предпочтение строительству систем легкорельсового транспорта. И что удивительно – такие системы намереваются построить даже те, кто располагает возможностью строительства у себя полноценного метрополитена. Как говорится – относительно недорого, но сердито!
Делаем выводы
Безусловно, из рассмотренных нами выше двух видов общественного транспорта, наиболее предпочтительным и перспективным является скоростной трамвай (LRT).
Однако метробус (BRT) можно считать самым доступным и дешевым вариантом организации скоростного движения общественного транспорта, способного решить возникшие проблемы с городским трафиком.
Этот вариант в некоторых случаях можно считать временным, переходным. С возможностью в дальнейшей перспективе преобразования системы скоростного автобуса в систему скоростного трамвая.