Вопрос отнюдь не риторический. Лет 20-25 назад для нас, жителей СНГ, такой вопрос вообще не имел бы смысла. В те времена лишь относительно небольшая часть населения владела личными автомобилями. Остальные же просто вынуждены были пользоваться в городе услугами общественного транспорта. Поэтому ему в то время уделялось особое внимание, выделялось из госбюджета довольно значительное количество средств для его развития и обновления.
Иная ситуация складывается в настоящее время. Волна массовой автомобилизации докатилась и до нас. Сегодня каждая третья семья имеет собственную машину, а в некоторых семьях по 2 и по 3 авто. И всё чаще стали раздаваться голоса, а нужен ли вообще современный полноценный общественный транспорт?
Под словом «полноценный» имеются в виду такие виды наземного транспорта, как автобус, троллейбус, электробус, трамвай. Может быть не стоит тратить средства из государственного или городского бюджета на развитие транспортной инфраструктуры и на приобретение новых современных транспортных средств?
А ведь в дальнейшем ещё понадобятся деньги на поддержание их в надлежащем техническом состоянии, на горюче-смазочные материалы и запчасти, а также на выплату зарплат обслуживающему персоналу. Может быть, достаточно будет того, что люди всё больше и больше будут передвигаться на своих личных автомобилях?
А ещё есть коммерческий транспорт, например, такси. Или такое «изобретение» СССР, как «маршрутное такси», до сих пор пользующееся у нас большой популярностью, но которое не нашло «почему-то» понимания и распространения в цивилизованной Европе. Ну, на худой конец, в больших городах есть ещё и метро.
И вот, благодаря таким выводам в головах некоторых больших чиновников, общественному транспорту во многих городах на просторах СНГ стало уделяться намного меньше внимания, чем раньше.
Существенно уменьшилось количество маршрутов городского транспорта. Заметно сократилось количество автобусов, выпускаемых на линию вследствие нехватки нового подвижного состава. На некоторых маршрутах автобусы большой вместимости стали заменяться на более дешёвые, но менее удобные для пассажиров автобусы малой вместимости.
С городским электротранспортом дела обстоят ещё хуже. В ряде городов троллейбусные и трамвайные маршруты резко сократили, а в некоторых и вовсе ликвидировали эти экологически чистые виды транспорта.
Хотя в той же Европе, да и во всём мире, наблюдается сейчас настоящий «трамвайный ренессанс». Проектируется и строится множество новых трамвайных маршрутов. Даже там, где трамвайное движение много лет назад было закрыто, его снова восстанавливают, но уже в новом, современном виде. Неужели расчётливым европейцам больше некуда девать деньги, чем вкладывать их в эти проекты?
А давайте поразмышляем и попробуем спрогнозировать, что будет дальше, если не развивать общественный транспорт.
По мере того, как общественный транспорт будет всё больше и больше приходить в упадок, всё больше и больше людей будут стремиться приобрести собственный автомобиль, чтобы нормально передвигаться по городу. И нет ничего плохого в том, если в каждой семье будет своя машина, а то и несколько.
Но надо стремиться к тому, чтобы этой машиной люди пользовались не постоянно, не ежедневно, а лишь в тех случаях, когда нет другой равноценной альтернативы или, когда использовать собственный автомобиль выгоднее, удобнее или комфортнее. Например, для загородных поездок, поездок на дачу и за большими покупками на рынок или в супермаркет.
Для своих же ежедневных поездок, например, на работу люди должны отдавать предпочтение общественному транспорту. Иначе количество машин возрастёт настолько, что город будет представлять собой одну большую сплошную автомобильную пробку и никакое очередное расширение улиц уже не поможет.
Да и экологическая обстановка заметно ухудшится ввиду увеличения выброса тысячами вновь прибавившихся машин выхлопных газов в атмосферу. А это приведёт к росту увеличения заболеваний, особенно онкологических и респираторных.
Но как убедить огромную армию автолюбителей пересесть в общественный транспорт?
Единственный способ — повысить его привлекательность. Он должен быть быстрым, красивым, комфортабельным, дешёвым и иметь минимальные интервалы движения. И обязательно или, хотя бы, желательно, чтобы двигался преимущественно по выделенной полосе. Тогда люди почувствуют, что именно таким способом они быстрее, безопаснее, дешевле, да ещё и с комфортом доберутся до своей работы, чем на своей машине.
Так нужно ли развивать общественный транспорт?
Безусловно нужно! Это давно уже поняли в Европе, да и во всём цивилизованном мире.
С недавних пор этому вопросу начали уделять особое внимание правительства Москвы и Санкт-Петербурга. Для улучшения работы городского общественного транспорта они недавно закупили очень крупную партию современных низкопольных автобусов и электробусов большой вместимости, а также многосекционных низкопольных трамваев. Будем надеяться, что и остальные регионы России, да и все страны СНГ последуют их положительному примеру.
Будущее за новыми технологиями, лично мне комфортно было бы ездить на таком трамвайчике…