Совсем недавно в некоторых СМИ появилась информация о том, что в Ташкенте в скором времени должны запустить метробус. И, естественно, многих горожан заинтересовал вопрос, а, вернее, два вопроса:
1) А что такое метробус?
2) Нужен ли он нашему городу?
Именно на эти два важных вопроса мы и постараемся дать ответ в этой статье.
Что такое метробус?
Метробус – это система скоростного автобусного транспорта. Она обозначается аббревиатурой BRT (Bus rapid transport).
В качестве транспортных единиц здесь используются как автобусы, так и троллейбусы и электробусы. Кстати, в Ташкенте предполагается эксплуатировать в качестве метробусов именно электробусы.
Так в чем же заключаются отличительные особенности использования метробусов на линиях скоростного автобусного транспорта BRT от автобусов на обычных городских маршрутах?
- Метробусы передвигаются по специально выделенным для них дорожным полосам, по которым больше никто, кроме них не имеет права ездить. Чаще всего эти полосы физически отделены от остального транспортного потока.
- В качестве метробуса используется транспорт большой (БВ) или особо большой (ОБВ) вместимости. Последние состоят из двух или даже трех секций, соединенных между собой «гармошками».
- Остановки метробуса в своем большинстве представляют собой закрытые терминалы с турникетами и кассами, с помощью которых осуществляется оплата за проезд. Без предварительной оплаты за проезд попасть в метробус невозможно – это как в метро.
Причины появления и развитие систем метробуса в мире
Системы BRT имеются почти во всех частях света, но особую популярность и распространение они получили в странах Латинской Америки. Именно там они впервые и появились.
Это произошло из-за того, что многомиллионные города этих государств стали «задыхаться» в транспортных пробках, образующихся на их улицах. В них подолгу начал простаивать и городской общественный транспорт.
Надо было срочно искать какой-то выход из этой непростой ситуации.
Наибольший интерес представляли три основных варианта решения этой проблемы:
1) Метрополитен
Он является наиболее эффективным видом транспорта при решении подобных проблем. Можно сказать – это мечта любого города-миллионника.
Но это и наиболее дорогостоящий проект. Существует не так уж много городов в мире, которые финансово осилят его.
К тому же, строительство метро – это процесс очень долговременный, который может растянуться на много лет.
2) Легкорельсовый транспорт ЛРТ (от англ. Light Rail – легкий рельсовый транспорт)
Это, по сути, скоростной трамвай, движущийся почти на всем протяжении своего маршрута по линии, обособленной от остального транспортного потока, как и метробус.
Легкорельсовый транспорт уступает метрополитену по провозной способности, но выигрывает ее у метробуса. Можно менять количество вагонов в поезде (трамвае) ЛРТ в зависимости от пассажиропотока.
А еще современный низкопольный трамвай имеет более высокий уровень комфорта, чем автобус, троллейбус или электробус.
Однако, хотя строительство линий и эксплуатация скоростного трамвая и обходится намного дешевле, чем метро, но все же заметно дороже, чем обустройство линий метробуса. Да и по времени это строительство займет не один год.
3) Система скоростного автобуса BRT – метробус
Этот вид транспорта, который уже вкратце описывался в этой статье выше, является наименее эффективным, по сравнению с двумя предыдущими.
Его провозная способность заметно ниже, особенно если сравнивать с метрополитеном. Да и срок службы у автобуса гораздо ниже, чем у поезда метро или у трамвая.
Зато обустройство маршрутов метробуса и его эксплуатация обходятся намного дешевле, чем строительство метро и даже скоростного трамвая.
Именно последний вариант – метробус и выбрали страны Латинской Америки, как самый дешевый.
И этот вариант сработал! Метробус помог разрешить многие проблемы с транспортом, долгие годы висевшие, как дамоклов меч над большими мегаполисами этих стран.
Но справедливости ради стоит сказать, что их некоторые скоростные автобусные системы уже работают на пределе своих возможностей. В последнее время пассажиропоток там настолько увеличился, что еще немного, и произойдет их полный сбой.
Единственный реальный выход в этой трудной сложившейся ситуации с учетом финансовых затрат – это строить систему скоростного трамвая ЛРТ.
Одной из стран, где метробус работает наиболее эффективно, является Турция. Убедиться в этом вам поможет вот это видео.
А вот наиболее развитые страны Западной Европы, да и остального мира предпочитают скоростной трамвай. Да и не только скоростной.
В этих странах считают, что современный трамвай является не только комфортабельным, быстрым и надежным транспортным средством, но и украшением городов, подтверждением их статусности. Там полным ходом идет строительство не только новых трамвайных систем, но и возрождение старых, когда-то давно закрытых.
Нужен ли метробус Ташкенту?
Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим вкратце, что же представляет собой общественный транспорт (ОТ) современного Ташкента.
В настоящее время ОТ города представлен следующими видами – метрополитен, автобус, маршрутное такси, городское такси. До сравнительно недавнего времени были еще троллейбус и трамвай. Но эти самые экологически чистые виды транспорта по каким-то непонятным причинам были ликвидированы.
Из всех вышеперечисленных ныне существующих видов транспорта только к работе метрополитена у горожан почти нет никаких претензий.
Однако, работа остального городского транспорта вызывает массу недовольства и нареканий со стороны ташкентцев. Ниже перечислены только некоторые, самые основные из них:
- Нехватка автобусов и маршрутных такси в часы пик, и как следствие этого – их постоянная перегруженность. Особенно это заметно в разгар учебного сезона у студентов и школьников. Часто приходится видеть, что дети просто не могут залезть в переполненный автобус или маршрутку. И во многих случаях им приходится договариваться между собой, скидываться деньгами и ловить такси или частных «бомбил», чтобы доехать до места учебы. А это уже небезопасно. Да и остальным горожанам давиться каждый день в переполненных автобусах – удовольствие еще то!
- Долгие ожидания нужного автобуса на остановке. Особенно заметно это становится после 8 часов вечера. Это происходит из-за нехватки нужного количества машин на линии. Причиной этого может быть как техническая неисправность с невозможностью подмены, так и недисциплинированность водителей, иногда с молчаливого согласия диспетчеров.
- Выпуск на линию типов автобусов, не соответствующих напряженности пассажиропотоков. Иными словами, на маршрутах, где должны работать автобусы большой или даже особо большой вместимости (БВ или ОБВ) работают машины малой вместимости. Эта негативная тенденция начала наблюдаться с тех пор, как в городе появились «маломерки» ISUZU. Зато исчезли сочлененные автобусы-гармошки особо большой вместимости, в качестве которых долгое время успешно работали венгерские Ikarus 280 и даже один немецкий Mercedes-Benz O405G.
- Все более частые зависания автобусов и маршруток в «пробках». Правда, не таких больших, как, предположим, в Москве, но уже довольно чувствительных. И с увеличением количества автомобилей в городе это будет происходить все чаще.
- Несоответствие способов оплаты за проезд с реалиями сегодняшнего дня. Ведь до сих пор основным из них во всех видах городского общественного транспорта (кроме метро) является наличный расчет. Правда, в специальных киосках за наличный и безналичный расчет можно приобрести месячные проездные карточки и жетоны на одну поездку в автобусе. А вот в маршрутках проезд оплачивается только наличными деньгами. И при этом водителем почти никогда не выдаются проездные документы (билеты). Часто этим грешат и водители и кондуктора автобусов. Попытки введение электронных видов оплаты за проезд до сих пор терпели неудачу.
- Слабая дисциплина среди водителей и кондукторов. Пассажиры часто жалуются, что они ведут себя по-хамски. Водители курят, разговаривают во время движения по телефону, грубят, отвечая на задаваемые им вопросы. Кондукторы зачастую не дают сдачи с денег, переданных за проезд. А то и вообще, как уже упоминалось выше, не выдают билет.
Как видите, картина с общественным транспортом Ташкента вырисовывается не очень радужная.
Справедливости ради стоит сказать, что руководство страны и города все-таки как-то пытается решить эти проблемы.
В последние годы возобновилось строительство новых линий метрополитена. Это, в основном, более дешевое надземное метро. Но все равно такое строительство обходится очень дорого, да и не везде его можно построить. К тому же, это очень долгий процесс.
И недавнее постановление Кабинета министров о строительстве и вводе в эксплуатацию пилотной линии системы скоростного автобуса BRT в Ташкенте является наиболее правильным решением на данный момент.
Да и маршрут выбран правильно: Сквер Амира Темура – ТРЦ Compass на Куйлюке. Это одна из самых оживленных трасс в городе с очень интенсивным пассажиропотоком.
Остается надеяться, что этот проект в скором времени будет успешно осуществлен, хотя последние события с пандемией коронавируса могут существенно сдвинуть сроки строительства и ввода его в эксплуатацию.
Так нужен ли метробус в Ташкенте? Безусловно, нужен!
Он поможет решить хоть на какое-то время часть транспортных проблем, накопившихся в городе. Немного разгрузить задыхающийся городской общественный транспорт.
Однако есть надежда и на то, что это только начало. И в дальнейшей перспективе, при соответствующей материально-технической базе и воле руководства, в Ташкенте будет разработан проект и осуществлено строительство более эффективной транспортной системы.
Это система скоростного трамвая ЛРТ, которая на сегодняшний день является наиболее востребованной в самых развитых странах мира.
То, что он немного разгрузит городской общественный транспорт — это однозначно! Правда многие сейчас предпочитают иметь по 2, 3 машины. Тем самым создавая огромные пробки на дорогах.
Отличная идея. Спасибо Шавкат Мирзияев Миромоновичу!