В последнее время с завидной регулярностью в электронных СМИ и соцсетях появляются статьи и посты о том, что пожилой водитель, в силу своего возраста, представляет собой определенную опасность для остальных участников движения.
И, якобы, в связи с этим, необходимо ввести определенные ограничения для людей преклонного возраста, вплоть до введения возрастного ценза на право управления автомобилем.
Большинство тех, кто предлагает ввести эти ограничения – это молодые люди в возрасте до 30 лет. И что удивительно – среди них очень много еще совсем молодых представительниц «прекрасного пола», лишь недавно получивших водительское удостоверение, чье водительское мастерство, мягко говоря, не вызывает восторга.
А давайте-ка разберемся, насколько обоснованы эти требования.
Немного демографии
Ученые-демографы уже давно обратили внимание на тот факт, что человечество постепенно «стареет». Это значит, что процент людей пожилого возраста (60+) относительно всего населения планеты с каждым годом увеличивается.
Это происходит из-за заметного увеличения средней продолжительности жизни человека в последние несколько десятилетий. И все это благодаря последним достижениям медицины и улучшения качества жизни.
Особенно высока доля людей преклонного возраста в процентном отношении в, так называемых, цивилизованных странах. Или, как еще их называют – странах Запада.
Здесь, кроме передовой медицины и высочайшего уровня жизни, свою роль играет и низкий уровень рождаемости по сравнению с другими странами.
Но именно в этих – западных странах, как известно, и самый высокий уровень автомобилизации. И пожилой водитель на дороге – картина далеко не редкая. Здесь это считается вполне нормальным явлением.
Согласно некоторым данным, доля водителей возрастом 65 лет и старше составляет в Европе порядка 15%.
Ну, а как же разговоры о, якобы, повышенной опасности, которую представляют собой на дороге люди за рулем этой возрастной категории?
В свое время один из университетов Великобритании произвел анализ ДТП, совершаемых водителями разных возрастов.
Результаты этого исследования показали, что водители в возрасте 70+ совершают в 4 раза меньше аварий, чем их коллеги в возрастной категории 17-21 год. Как говорится, почувствуйте разницу!
Кстати, согласно этим же исследованиям, самыми дисциплинированными оказались водители в возрасте от 40 до 50 лет. То есть, это уже далеко не «зеленые» юнцы, а вполне зрелые люди.
Так почему же тогда у нас, в странах СНГ, с таким недоверием относятся к возрастным водителям?
Давайте разбираться дальше.
Менталитет
Да, именно менталитет оказывает значительное, хотя и не единственное, влияние на отношение общества к пожилому человеку за рулем.
Как там у «них»?
На Западе пожилые люди, вышедшие на пенсию, как правило, еще полны сил и энергии. Большинство из них хорошо материально обеспечены и не нуждаются в чьей-либо помощи.
И самое главное – они ни от кого не зависят и занимаются тем, чем хотят. Дети с внуками, как правило, живут отдельно и лишь иногда посещают своих престарелых родителей.
Жизнь для многих из них, как говорится, только начинается.
Наверное, многие из нас обращали внимание на группы туристов «оттуда», состоящих из этаких бодреньких старичков и старушек, одетых в джинсы и кроссовки, а то и в шорты, и обвешанных дорогой фото- и видеоаппаратурой.
Как уже было сказано выше, пожилой водитель за рулем – это для них вполне обыденное явление. И ни одному человеку в голову не придет сделать ему замечание по поводу возраста.
И дело не только в воспитании, хотя и оно здесь играет немаловажную роль. За подобное замечание можно поплатиться очень крупным денежным штрафом или даже уголовным преследованием за деяние, подпадающее под статью «дискриминация по возрастному признаку».
А как у нас?
Совсем но иному обстоят дела с пожилыми людьми у нас, в странах СНГ.
Здесь многие пожилые люди после прекращения своей трудовой деятельности остаются зависимыми до конца своих дней от детей и родственников. И это происходит не только из-за нехватки денег ввиду мизерной пенсии и больших расходов на оплату коммунальных услуг, медицины, необходимых товаров и продуктов питания.
У нас в менталитете заложено (особенно это касается жителей стран Средней Азии), что пожилые родители, даже если они еще полны сил, должны сидеть дома перед телевизором или нянчиться с внуками, а не где-то там по дорогам мотаться.
Поэтому пожилой водитель на дороге вызывает у многих молодых людей здесь определенное раздражение, которое они частенько выплескивают в соцсетях.
И никак эти «самопровозглашенные судьи» не могут понять простую истину, что пенсионер пенсионеру рознь!
Кого-то из них, в силу своего характера или состояния здоровья, вполне устраивают тихие посиделки во дворе со своими ровесниками с долгими разговорами с ними «за жизнь» или игрой в шахматы. Или, как уже упоминалось выше, понянчиться с внуками.
Но многих пожилых людей, в ком еще полно энергии и здоровья, такая идиллическая картина не вполне устраивает. Кроме домашних обязанностей и забот, они еще хотят пожить нормальной, полнокровной жизнью, получая от нее удовольствие.
И одно из этих удовольствий – езда за рулем собственного автомобиля.
И никто из таких же окружающих его людей за рулем не вправе лишать пожилого человека этого удовольствия! Как и ограничивать его в правах на вождение автомобиля, намекая на его возраст.
Хотя… . Кое-какие ограничения все-таки должны быть. И об этом ниже.
О некоторых ограничениях
Как видно из одной из предыдущих глав, пожилой водитель – не самый опасный участник дорожного движения. Но это совсем не значит, что проблем, касающихся людей, сидящих за рулем этой возрастной категории, вовсе не существует.
Как известно, именно у человека в возрасте 60+ наиболее актуальными становятся проблемы со здоровьем. Ухудшаются зрение, слух, работа нервной и сердечно-сосудистой систем, замедляется реакция.
И все это может отразиться на безопасном вождении автомобиля.
А это значит, что главным критерием ограничения человека в праве управления авто должен быть не его возраст, а состояние его здоровья.
Есть люди, которым и в 30-35 лет ни в коем случае нельзя садиться за руль. Но есть и такие, которым и в 75-80 здоровье позволяет это делать.
Конечно же совсем не учитывать возраст тоже нельзя. Медкомиссию пожилые водители должны проходить горазда чаще, чем их более молодые коллеги – не раз в 10 лет, а один раз в два года.
Заключение
Так нужно ли как-то ограничивать пожилого человека в правах на вождение автомобиля? Ответ – нужно!
Но только по медицинским показаниям, основываясь исключительно на состоянии его здоровья. Если оно позволяет – то пожалуйста, прошу за руль! Если нет – то извините, ходите пешком!
Ограничения же, которые берут в расчет только пожилой возраст водителя, не учитывая его состояния здоровья, можно считать нарушением его прав, дискриминацией его по возрастному признаку.