На дороге пожилой водитель.Нужны ли ограничения?

На дороге пожилой водитель. Нужны ли ограничения?

В последнее время с завидной регулярностью в электронных СМИ и соцсетях появляются статьи и посты о том, что пожилой водитель, в силу своего возраста, представляет собой определенную опасность для остальных участников движения.

И, якобы, в связи с этим, необходимо ввести определенные ограничения для людей преклонного возраста, вплоть до введения возрастного ценза на право управления автомобилем.

Большинство тех, кто предлагает ввести эти ограничения – это молодые люди в возрасте до 30 лет. И что удивительно – среди них очень много еще совсем молодых представительниц «прекрасного пола», лишь недавно получивших водительское удостоверение, чье водительское мастерство, мягко говоря, не вызывает восторга.

 А давайте-ка разберемся, насколько обоснованы эти требования.

Немного демографии

Ученые-демографы уже давно обратили внимание на тот факт, что человечество постепенно «стареет». Это значит, что процент людей пожилого возраста (60+) относительно всего населения планеты с каждым годом увеличивается.

Это происходит из-за заметного увеличения средней продолжительности жизни человека в последние несколько десятилетий. И все это благодаря последним достижениям медицины и улучшения качества жизни.

Особенно высока доля людей преклонного возраста в процентном отношении в, так называемых, цивилизованных странах. Или, как еще их называют – странах Запада.

Здесь, кроме передовой медицины и высочайшего уровня жизни, свою роль играет и низкий уровень рождаемости по сравнению с другими странами.

Но именно в этих – западных странах, как известно, и самый высокий уровень автомобилизации. И пожилой водитель на дороге – картина далеко не редкая. Здесь это считается вполне нормальным явлением.

Пожилой водитель за рулем автомобиля со своей спутницей
Фото из Яндекс Картинок

Согласно некоторым данным, доля водителей возрастом 65 лет и старше составляет в Европе порядка 15%.

Ну, а как же разговоры о, якобы, повышенной опасности, которую представляют собой на дороге люди за рулем этой возрастной категории?

В свое время один из университетов Великобритании произвел анализ ДТП, совершаемых водителями разных возрастов.

Результаты этого исследования показали, что водители в возрасте 70+ совершают в 4 раза меньше аварий, чем их коллеги в возрастной категории 17-21 год. Как говорится, почувствуйте разницу!

Кстати, согласно этим же исследованиям, самыми дисциплинированными оказались водители в возрасте от 40 до 50 лет. То есть, это уже далеко не «зеленые» юнцы, а вполне зрелые люди.

Так почему же тогда у нас, в странах СНГ, с таким недоверием относятся к возрастным водителям?

Давайте разбираться дальше.

Менталитет

Да, именно менталитет оказывает значительное, хотя и не единственное, влияние на отношение общества к пожилому человеку за рулем.

Как там у «них»?

На Западе пожилые люди, вышедшие на пенсию, как правило, еще полны сил и энергии. Большинство из них хорошо материально обеспечены и не нуждаются в чьей-либо помощи.

Две пожилые женщины едут в открытом автомобиле-кабриолете и радуются жизни.Одна из них за рулем.
Фото из Яндекс Картинки

И самое главное – они ни от кого не зависят и занимаются тем, чем хотят. Дети с внуками, как правило, живут отдельно и лишь иногда посещают своих престарелых родителей.

Жизнь для многих из них, как говорится, только начинается.

Наверное, многие из нас обращали внимание на группы туристов «оттуда», состоящих из этаких бодреньких старичков и старушек, одетых в джинсы и кроссовки, а то и в шорты, и обвешанных дорогой фото- и видеоаппаратурой.

Как уже было сказано выше, пожилой водитель за рулем – это для них вполне обыденное явление. И ни одному человеку в голову не придет сделать ему замечание по поводу возраста.

И дело не только в воспитании, хотя и оно здесь играет немаловажную роль. За подобное замечание можно поплатиться очень крупным денежным штрафом или даже уголовным преследованием за деяние, подпадающее под статью «дискриминация по возрастному признаку».

А как у нас?

Совсем но иному обстоят дела с пожилыми людьми у нас, в странах СНГ.

Пожилые люди сидят на скамейке и играют в шахматы.
Фото из Яндекс Картинки

Здесь многие пожилые люди после прекращения своей трудовой деятельности остаются зависимыми до конца своих дней от детей и родственников. И это происходит не только из-за нехватки денег ввиду мизерной пенсии и больших расходов на оплату коммунальных услуг, медицины, необходимых товаров и продуктов питания.

У нас в менталитете заложено (особенно это касается жителей стран Средней Азии), что пожилые родители, даже если они еще полны сил, должны сидеть дома перед телевизором или нянчиться с внуками, а не где-то там по дорогам  мотаться.

Поэтому пожилой водитель на дороге вызывает у многих молодых людей здесь определенное раздражение, которое они частенько выплескивают в соцсетях.

И никак эти «самопровозглашенные судьи» не могут понять простую истину, что пенсионер пенсионеру рознь!

Кого-то из них, в силу своего характера или состояния здоровья, вполне устраивают тихие посиделки во дворе со своими ровесниками с долгими разговорами с ними «за жизнь» или игрой в шахматы. Или, как уже упоминалось выше, понянчиться с внуками.

Но многих пожилых людей, в ком еще полно энергии и здоровья, такая идиллическая картина не вполне устраивает. Кроме домашних обязанностей и забот, они еще хотят пожить нормальной, полнокровной жизнью, получая от нее удовольствие.

И одно из этих удовольствий – езда за рулем собственного  автомобиля.

И никто из таких же окружающих его людей за рулем не вправе лишать пожилого человека этого удовольствия! Как и ограничивать его в правах на вождение автомобиля, намекая на его возраст.

Хотя… . Кое-какие ограничения все-таки должны быть. И об этом ниже.

О некоторых ограничениях

Но фото изображен пожилой водитель и врач, проверяющий его здоровье во время медкомиссии.
Фото из Яндекс Картинки

Как видно из одной из предыдущих глав, пожилой водитель – не самый опасный участник дорожного движения. Но это совсем не значит, что проблем, касающихся людей, сидящих за рулем этой возрастной категории, вовсе не существует.

Как известно, именно у человека в возрасте 60+ наиболее актуальными становятся проблемы со здоровьем. Ухудшаются зрение, слух, работа нервной и сердечно-сосудистой систем, замедляется реакция.

И все это может отразиться на безопасном вождении автомобиля.

А это значит, что главным критерием ограничения человека в праве управления авто должен быть не его возраст, а состояние его здоровья.

Есть люди, которым и в 30-35 лет ни в коем случае нельзя садиться за руль. Но есть и такие, которым и в 75-80 здоровье позволяет это делать.

Конечно же совсем не учитывать возраст тоже нельзя. Медкомиссию пожилые водители должны проходить горазда чаще, чем их более молодые коллеги – не раз в 10 лет, а один раз в два года.

Заключение

Так нужно ли как-то ограничивать пожилого человека в правах на вождение автомобиля? Ответ – нужно!

Но только по медицинским показаниям, основываясь исключительно на состоянии его здоровья. Если оно позволяет – то пожалуйста, прошу за руль! Если нет – то извините, ходите пешком!

Ограничения же, которые берут в расчет только пожилой возраст водителя, не учитывая его состояния здоровья, можно считать нарушением его прав, дискриминацией его по возрастному признаку.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Top